Вторник, 19.03.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Питомник немецких овчарок"Царский клык"

Работа над ошибками IPO

 1.1. Можно ли считать советы, данные в этой статье, готовыми рецептами на "все случаи жизни"? Или это методика, которой можно руководствоваться при коррекции системы недочетов, полученной в результате неумелого подхода к дрессировке?
   Безусловно, нет. Рецепта на все случаи жизни предусмотреть практически невозможно. В силу того, что процесс обучения животного - это сложный кропотливый труд, который требует от специалиста знания психологии, знания тех или иных методик и умелого их применения, мы однозначно не можем сказать, что есть какой-то рецепт, который можно изложить на бумаге, и благодаря которому мы придем к успешному результату в своей работе.

   1.2.Часто ли такие недочеты встречаются в практике профессионального дрессировщика? Как (в целом) они возникают? Все ли можно исправить? Может ли их самостоятельно исправить владелец собаки?  Как бы вы их классифицировали? Есть ли характерные ошибки, которые допускаются не владельцами, а дрессировщиками на площадке (излишне самоуверенные или неграмотные)? Характеристика по группам.
   Вопрос очень длинный и однозначно на него ответить, безусловно, нельзя. Но попробую на него ответить.
   Первое, на чем бы я хотел остановится - это то, что статья не является рецептом, и инструктор - не доктор. Но кое-что, основанное на личном опыте, может пригодиться. Когда дрессировщик говорит "коррекция психики", то меня это, мягко говоря, ставит в тупик. Работа над нежелательным поведением - это будет корректнее. 
   Я этот вопрос поднял не случайно - слишком часто эта фраза звучит в рекламе дрессировщика. О чем я хочу сказать: не может быть коррекции психики, сама по себе психика - это очень сложный инструмент поведения животного, поэтому корректировать его практически невозможно. Можно исправить ошибки, можно завуалировать некоторые психико-физиологические недостатки животного, но ни в коем случае нельзя откорректировать психику. Это мое мнение, оно может быть не совсем верным. 

   Ошибки в работе дрессировщика.
   Наиболее часто встречающиеся ошибки - это те, которые по моему мнению, возникают от дрессировки по Интернету, советов "бывалых", дрессировке по видео кассетам, всевозможным видеоматериалам, и т. д. 
   Дрессировка собаки по Интернету - советы супер-умелых, супер-опытных инструкторов, которые общаются в Интернете, и которые, безусловно, имеют определенный опыт воспитания и обучения собак, приводит к тому, что в неумелых руках эти советы превращаются в очень страшное оружие. Это очень вредит собаке и приводит к таким ошибкам, которые исправить потом практически невозможно.  Для начинающего собаковода, который собирается заниматься дрессировкой (а эта статья рассчитана в большей степени на таковых) я бы хотел посоветовать: если вы хотите завести себе щенка немецкой овчарки или любой другой служебной породы, которая подлежит дрессировке по данному курсу, а мы будем говорить про IPO/VPG, необходимо найти в своем городе или районе того инструктора, который будет дрессировать эту собаку. И туда, где хотите взять щенка, должны прежде всего привести своего инструктора, и уже он порекомендует, как правильно выбрать собаку, даже если вы не будете заниматься VPG, а берете ее для охраны частных владений или своей личной жизни и здоровья. Желательно, чтобы инструктор помог вам выбрать ту собаку, которая подходит по тем или иным поведенческими особенностям. Хочу сразу же разграничить (хоть это и не всем может понравиться), но все равно, если мы говорим о спорте, то желательно подбирать собаку не шоу, а рабочих линий. Потому что, если ваше время будет потрачено и вы больше будете уделять внимания собаке, и ваши отношения будут строиться на дрессировочной площадке, то, безусловно, вам экстерьер собаки особо не нужен, вам нужны, в первую очередь, сильные инстинкты. Та собака, у которой сильные инстинкты, будет проще дрессироваться и проще будет найти общий язык с ней. Это наш первый вопрос, мы говорим об Интернете.
   Живое общение вместе с работой с собаками на дрессировочной площадке других владельцев - это колоссальная школа. И если вы попадаете к опытному инструктору, он сразу же будет стараться подбирать вашей собаке непосредственно исходя из ее особенностей, ее характера, тот или иной метод дрессировки. Потому что есть методы, которые могут подойти десяти собакам, а как раз вашей он противопоказан. Такое бывает очень часто. Инструктор с опытом - это как раз тот, кто во время своей практики наломал немало дров, скажем так,  пришел к какому-то общему знаменателю, что привело его к какому-то нормальному уровню подготовки собак. Только такой инструктор сможет вам подсказать правильно, в нужное время, в нужном месте то, что нужно непосредственно вашей собаке, то, что поможет вам в обучении.
   Следующий момент - это советы "бывалых". Очень часто бывает так, что мы заводим щенка, которого мы, конечно, собираемся дрессировать, но все время откладываем это на понедельник, а с понедельника на следующий и так день ото дня. Каждый день вы будете сталкиваться на прогулках с людьми, у которых уже есть собаки, и у которых какой-то опыт за плечами и т. д. Безусловно, они вам будут давать советы. Я не спорю, что среди множества советов есть очень грамотные и нужные, но, тем не менее, мы часто пользуемся именно теми советами, которые нам только вредят. Ну уж так мы устроены. Поэтому я бы посоветовал остерегаться этих "советов". Если вы гуляете со своим щенком, и вам кто-то говорит, что у щенка больные ноги, или нужно ему дать немедленно по морде, чтобы  он не подбегал к чужим и был настороженным, сразу же обходите этого человека. Потому что в дальнейшем то, что вы можете вложить в собаку до четырех месяцев, вы потом будете исправлять всю жизнь. Господин Гюнтер Дигель (это советник SV по дрессировке) сказал одну фразу, которая, в принципе, для меня является хрестоматийной: "То, что вы вложили в своего щенка до четырех с половиной месяцев, то вы будете пожинать на протяжении всей его дальнейшей жизни". Т.е. если где-то, каким-то образом вы вызвали в собаке какие-то страхи, какие-то моменты, связанные с задействованием инстинкта самосохранения, то потом эта проблема будет всплывать на протяжении всей жизни собаки. Пусть эта собака с очень сильными инстинктами, с очень хорошими нервами, и имеет очень хорошую подготовку, но вдруг ни с того ни с сего у вас всплывет какая-то проблема. И вы будете искать виноватого в ком угодно. У вас будет виноват фигурант, инструктор, дрессировщик, вы будете искать проблему где-угодно на стороне, но, в первую очередь, виноваты в этом вы сами. 
   Следующий момент - видеоматериалы, которые попадают на рынок в Россию, Украину, страны СНГ. Есть, безусловно, очень хорошие видеоматериалы, с очень хорошими методиками. С каждой кассетой я стараюсь работать очень долго, кропотливо, перематывая кассету, прокручивая на стоп кадрах.
   Я посмотрел кассету работы Рене Цимблера, которая для меня в 90-х годах была эталонной - очень экономные движения фигуранта, очень правильная работа с инстинктами, очень грамотная работа в рукаве, абсолютная скупость движений, нет "танцев шамана". Все направлено непосредственно под собаку. 
   Для меня это была хрестоматия. Каждое движение я разбирал несколько раз и т. д. Один дрессировщик (не буду называть его имени), которому я поставил эту кассету, посмотрел ее (хотя он до этого не воспитал ни одну собаку по IPO, он занимался старыми курсами – ОКД и ЗКС) и сказал, что он уже лет 10 это делает. Все, что он увидел, и все, что он делает - это две большие разницы. Т.е. я хочу сказать, что видеоматериалы - это очень хорошее наглядное пособие, но каждый момент, каждый шаг должны семь раз отмеряться. Каждый раз, когда вы смотрите кассету, где предлагается та или иная методика, нужно помнить, что прежде чем приступить к работе с вашей собакой, вы должны обсудить тот или иной момент с вашим инструктором или дрессировщиком, который ведет вас с вашей собакой. Ну а если, скажем, вы и сам - инструктор, но при этом вы работаете с собакой - попросите кого-то, чтобы посмотрели вашу работу со стороны, обсудите тот или иной момент и придите коллегиально к какому-то мнению. Поверьте, это принесет определенные плоды. 

   2.1. С какого возраста можно заниматься на площадке? С чего начать?
   Как правило, мы приводим собаку на площадку в возрасте 2-3 месяцев. С чего начинаем занятие со щенком: когда мы берем щенка к себе в дом, мы обязательно (с учетом того, что мы его уже правильно выбрали) начинаем смотреть на то, чтобы он правильно питался. Если мы говорим о дрессировке, где используется такой навык, как следовая работа, очень важно, чтобы у щенка всегда был хороший аппетит, чтобы щенок всегда хотел есть. Поверьте мне, я всегда рекомендую людям, которые забирают щенка, смотреть при его выборе, как он ест. Дальше начинаем его правильно кормить. Сами стараемся так, чтобы щенок не переедал. Когда долгожданный щенок попадает в дом - его всегда хочется побаловать, покормить, но, безусловно, эти все желания приводят к тому, что мы делаем извращенца в еде. В дальнейшем это мешает нам работать, потому что, если собака плохо ест - у нее будет очень слабый стимул для того, чтобы хорошо работать. Если щенок не хочет корм - он не запомнит и не поймет, что такое след. Очень часто у дрессировщиков есть такая проблема.
   Второй нюанс: когда щенок попадает ко мне, я стараюсь дома развивать инстинкты, которые уже у него есть. Основные инстинкты, которые мы используем в стадии обучения: это пищевой инстинкт и инстинкт добычи. Об инстинкте добычи мы будем говорить много, будем его часто применять. Но необходимо понимать, что в чистом виде пищевой инстинкт и инстинкт добычи практически не встречаются. И добыча, и борьба, и то, что многие называют апортировочным инстинктом, и пищевой инстинкт - они все взаимосвязаны. Но все они всегда пересекаются с инстинктом самосохранения. Чтобы мы не делали, развивая у щенка инстинкт добычи, мы всегда должны помнить, что этот инстинкт - составляющая инстинкта самосохранения. Поэтому в процессе дрессировки необходимо знать, что есть основные инстинкты - их четыре:
  • пищевой
  • инстинкт социализации
  • инстинкт половой
  • инстинкт самосохранения.
   Это по базовой школе есть эти четыре инстинкта. Но в чистом виде, в природе, ни одного инстинкта нет, кроме, наверное, инстинкта самосохранения. Поэтому необходимо всегда очень четко дифференцировать, выделять, думать о том, как тот или иной инстинкт переходит в другой. Если вы будете помнить, что, разъиграв щенка на инстинкте добычи, дав ему захватить и включив его в борьбу - и потом сделать ему неожиданно больно, вы на чашу весов поставили инстинкт самосохранения. Вы уже в этой игре сделали ошибку, сделав щенку больно. Поэтому инстинкт добычи в этом виде игры у щенка в следующий раз будет гораздо ниже. Т.е. порог возбудимости на то или иное ваше действие будет гораздо ниже. Все это должно учитываться в процессе обучения.
   Теперь хотелось бы рассказать более детально, чем мы занимаемся с молодым щенком. Первое: за корм мы начинаем его подзывать, причем мы стараемся поставить ноги на ширине плеч и звать щенка. Когда щенок подбегает - я руку провожу чуть-чуть дальше между ногами, так, чтобы корпус и голова щенка оказались сзади меня, а хвост и задняя часть туловища – впереди меня, т.е. щенок как бы поднырнул мне под ноги. И из этой позиции я начинаю его кормить. Причем кормить щенка нужно не одним кусочком лакомства и желательно не использовать при этом сухой корм, которым вы кормите щенка повседневно. Лучше использовать так называемый собачий деликатес. Это делается для того, что в следующий раз простимулировать щенка еще сильнее.
   Занимайтесь с маленьким щенком соизмеримо его возрасту, такими элементами, как команда "сидеть" и выдержка. Многие делают ошибку - начинают заботиться о темпераменте щенка, о скоростных каких-то навыках, поэтому совершенно упускают из виду моменты, связанные с выдержкой. В результате мы получаем взрослую собаку, которая очень темпераментна, очень подвижна, но совершенно не может усидеть на месте. Все должно быть своевременно.
   Приучать к этому нужно со щенка, когда еще он маленький, и уже понимает, что выдержав 2-3 секунды на месте и дав владельцу отойти на метр или два от него, он всегда потом получит подкрепление кормом - владелец делает шаг навстречу щенку и дает корм. Это самые основные моменты. Все те навыки, которым мы обучаем щенка, в этой статье описать просто невозможно... Такие, например, как игра с кожей, развитие ловчего инстинкта, концентрация на проводника.
   Ловчий инстинкт - это когда мы даем щенку захватить кожу только тогда, когда она от него "убегает". Если я играю, например, кусочком кожи, тряпки, или каким-нибудь мягким валиком, мячиком - этот мячик щенок будет ловить на излете, т.е. развивая ловчий инстинкт. Мы добьемся того, что у щенка на 90% (плюс его сильный характер, если таков есть) будет всегда хорошая динамичная атака. Или, во всяком случае, динамичное поведение во время "побега".
   Потом, после того, как щенок захватывает добычу, - мы стараемся создать легкое натяжение, соизмеримое с силой собаки. И никогда этой тряпочкой во рту щенка двигать не нужно. Когда щенок захватывает тряпку, многие делают ошибку - начинают этой тряпкой водить вправо, влево, трусить, вертеть этого щенка... Этого делать не нужно, ваша задача - сделать легкое натяжение тряпочки так, чтобы щенок включился в работу спиной, начал бороться. Работа спиной, четырьмя лапами - это всегда говорит о том, что щенок находится в фазе добычи и борьбы, но у него нет агрессии. Как только щенок начинает трепать головой, совершая так называемый, инстинктивный, но уже ритуальный трепок - стараемся от этого уходить, потому что это лишняя нервозность в работе, она может в дальнейшем перенестись на более поздний возраст и нам это будет мешать, т.к. теряется уверенность.

   2.2. Какие основные ошибки воспитания периода "раннего детства?
   Итак, первая ошибка воспитательного периода: это приучение собаки к извращенному аппетиту - про это я уже говорил. Второй момент: очень поздняя социализация. Т.е. многие, стремясь правильно пройти инкубационный период при вакцинации, воздерживаются от ранних прогулок, передерживают собаку до 3-х месяцев дома, дабы ничего не случилось. Это одна из очень серьезных ошибок, потому что вероятность того, что в период вакцинации, не придерживаясь инкубационного периода, ваша собака заболеет - примерно 20%, а вероятность того, что будет проведена неправильная социализация - 90%. Поэтому, если вы берете собаку для дрессировки, вы должны выбрать более интересные для вас приоритеты.

   2.3. Трудно ли наладить контакт? 
   Если собака имеет хорошие инстинкты и хорошо играет, подвижна, если в ее родословной нет тех собак, которые наделены психическими недостатками - с ней наладить контакт достаточно легко. Сама по себе игра - это использование инстинкта. Его использование, безусловно, приведет к контакту с животным. Вы не должны играть с собакой ради игры, т.е. сам процесс игры - это есть не что иное, как работа над контактом. Уже на ранних стадиях мы пытаемся добиваться того, что когда прекращается игра и щенок столкнулся в изумлении с моим взглядом – игра тут же продолжается. Тем самым щенок приучается как бы «заставлять» своего проводника продолжить интересную для него игру при помощи взгляда на проводника.

   2.4. Что есть социализация?
   Сама по себе социализация - это ознакомление молодого щенка в возрасте с 40-45 дней и до 8-12 недель с той окружающей средой, в которой ему жить. Т.е. он должен быть знаком и с машинами, и с подъездами, и с лестницей, и с лифтом (если вы живете в доме), он должен быть также знаком с большим скоплением собак на дрессировочной площадке, с дорогой, и т. д. 

   2.5. Как не испортить собаку до ее появления на площадке? 
   Хорошую собаку, я вам скажу честно, испортить сложно. Плохую собаку и портить не надо, она уже родилась испорченной. Вопрос риторический, но вы должны знать, что, например, такой пример - часто встречается в кинологической литературе: если щенок пытается шкодить и т. д., "специалисты" советуют взять газетку хлопнуть ею щенка по кончику носа. Если вы это будете делать, то потом боязнь стека на защитной службе вас не должна приводить в недоумение. Этим вы уже можете заработать одну проблему.
   Второй момент – эта проблема может возникнуть тоже из советов "бывалых": для того, чтобы щенок был недоверчив к посторонним, желательно, когда он подбегает радоваться постороннему (что есть для опытного дрессировщика показателем психики щенка, смелости и его непроизвольности поведения) нужно щенка ущипнуть за морду, дать ему по морде и т. д. Еще хуже - пинок, для того, чтобы щенок потом был недоверчивым. Это совершенно неправильно, так как щенок недоверчивым, безусловно, будет, но из-за страха. И в дальнейшем эта собака будет проявлять базирующуюся на инстинкте самосохранения агрессию - если это сильная собака.

   2.6. Пищевики и добытчики ("игруны"). Развитие интереса к процессу добывания желаемого. Если собака и не пищевик, и не играет - что делать?
   Первое: если собака (возьмем щенка) со слабо развитыми инстинктами, то необходимо их развивать. А развиваем мы их следующим образом:
  • как я уже говорил выше - необходимо научить собаку хорошо есть,
  • мы используем те игрушки, которые щенка интересуют.
   Но очень часто среди не очень удачных в плане разведения и психических способностей животных, встречаются те, у которых эти инстинкты слабо развиты. Поэтому нужно стремиться их развить, используя интересующие щенка предметы. Играем не долго, до тех пор, пока у щенка есть интерес. Ну и от простого к сложному, от более короткого отрезка времени к более длинному отрезку времени, мы пытаемся это развивать. Параллельно учим собаку правильно питаться.
   На начальной фазе мы используем не только пищу. Мы параллельно развиваем игровые инстинкты. Если же быть откровенным до конца - то на такие вопросы обычно отвечают: если собака не играет, тогда зачем с ней работать?  
Меню сайта
поиск по сайту
опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
супер-видео
супер-видео
супер-видео
супер-видео
супер-видео
супер-видео
Счетчик
счетчик посетителей сайта
Foreign brides from Russialooking for love and marriage with russian brides
снег
Copyright MyCorp © 2024